Александр НИКОНОВ

CВОЛОЧИ ЭТИ ТОЛКИЕНИСТЫ!

Я мучился в кресле три часа, я зря потратил деньги и потащил в кино всю семью! Почему в рекламе меня никто не предупредил, что этот фильм нельзя смотреть, не прочитав книгу и не будучи «толканутым»?!

 

Что в фильме? Несколько грязных потных мужиков на протяжении трех часов тупо идут по горам и лесам к неведомой цели, чтобы уничтожить волшебное кольцо Зла. Режиссер и оператор очень любят крупные планы, поэтому многократно показывают нам это незамысловатое кольцо на разных ладонях. Все эти крупные планы неизменно очень красивы и подробны -- видно даже папиллярный рисунок на пальцах, а все пальцы -- неизменно грязные с обгрызенными ногтями (чувствуется многочасовой труд гримеров).

Фильм явно снят для своих -- кто не читал книги, все равно ни хрена не поймет: в фильме такое количество второстепенных имен и событий, оставшихся за кадром и упоминаемых скороговоркой, что можно даже не тужиться, пытаясь что-то выстроить в голове. А удельное количество сказочных мест, колдовства и разнородных ужасных тварей на метр кинопленки столь велико, что где-то к середине фильма начинает уже утомлять, потому что явно заслоняет сюжетную канву. По сути, весь фильм просто сумбурный кусок некоего повествования без начала и, кстати, без конца.

Зрителю, книжки не читавшему, никто не объясняет, кто такие хоббиты. Он сам должен понять, почему главный герой Фродо и его слегка придурковатые друзья такие коротышки, почему у них огромные волосатые ноги и почему они всегда ходят босиком -- даже по снегу и острым камням. И почему у этих вот чуваков, похожих на китайцев, такие острые уши. Только потому, что они называются эльфами? Но достаточная ли это причина? И чем еще отличны эльфы от китайцев?..

Герои идут по пещерам, напоминающим подземные хранилища пресной воды в Стамбуле -- Ерибатан, на них нападают какие-то неприятные мартышки, которые умеют ползать по стенкам и стрелять из луков. Вслед за мартышками зачем-то прибегает пупырчатая голозадая тварь циклопических размеров, похожая на Кинг-Конга. Мне потом объяснили, что это был горный тролль. Редкостный ублюдок!

Вообще «Властелин колец» -- живая иллюстрация к войне абстрактного зла и абстрактного добра. И одновременно характеристика «толканутых». Если человек в реальный сложный мир не вписывается, если его плоское сознание не может вместить всей многокрасочности нравственной палитры мира, такому человеку становится в реальном мире жить тяжело. И он уходит в мир «толканутых», где добро становится Добром только потому, что декларирует себя таковым. А зло является Злом потому, что его так обозначили «добряки».

Поскольку зло в фильме крайне неконкретно и совершенно непонятно, что же такого реально нехорошего несут в мир силы Зла, против которых воюют силы Добра (предвыборную программку огласите, пожалуйста!), проблема обозначения «хороших» и «плохих» решается крайне просто -- злых ребят делают омерзительными уродцами с кривыми гнилыми зубами, а добрых -- кудрявыми и голубоглазыми. Пускай даже на последних легкий налет педерастичности, зато никто не ошибется. Ребенку же ясно, что квазимоды с кривыми зубами никак не могут быть носителями добра. А голубоглазые пареньки суть душевные ягодки. Жалко только, ноги не бреют.

Лексически интересен рецепт «имяобразований». Поскольку действие происходит как бы в Средневековье, для колорита и придания благородства героям имена им подбираются пышные и с легким налетом итальянскости. Какой-нибудь Орагорн -- сын Пропердора... В общем, сплошной Румата Эсторский... Сочетание «с» и «р» характерно для неблагородных и отрицательных персонажей. Лялякающие звуки -- для нежных эльфов. То же «р», но с добавлением благородных «о» -- для персонажей рыцарски-благородных. Исключение -- «орки». Это такие гады, каких свет не видывал.

Во внутреннем мире орков, правда, никто из «благородных» не разбирается и разбираться не хочет. Почему они такие сердитые на весь мир, никого не интересует: а может быть, у них было трудное детство?.. Но поскольку чужие проблемы в Средиземье никого не волнуют, никаких попыток вести переговоры с орками и понять, а чего они, собственно, хотят-то, предпринять никому в голову не приходит. Действует формула: «Хороший орк -- мертвый орк».

Словесные конструкции, описывающие ужасы абстрактного злого Зла, утончаются в своем обличении до того, что в какой-то момент звучит потрясающая фраза о том, что «мрак Зла двигался во тьме». Очень удобный и простой мир для инфантов.

Поступки героев совершенно не мотивированы. С одной стороны, загадочная водяная королева с лицом доярки в доступной форме объяснила экспедиционерам, что путь их опасен и победить Зло они могут только командно. С другой -- к концу фильма коротышка Фродо уплывает на лодке один уничтожать кольцо, а его друзья-помощники сначала бросаются было вдогонку, но затем неожиданно для зрителя им в голову приходит следующая мысль: а нехай Фродо теперь идет один! Причем говорят они друг другу об этом странном решении с таким пафосом, что даже неловко спрашивать о мотивации: пафос -- сам себе мотивация.

Кстати, о пафосе. Герои фильма настолько благородны, что слова спроста сказать не могут. Обязательно ввернут что-нибудь эдакое навроде «мое сердце наполнилось печалью» или вдруг начнут на ровном месте переживать умиление и плакать. Столь любимый режиссером крупный план часто и подробно показывает, как течет слеза по лицу Фродо. Еще одна... Еще. Доехала по щеке до подбородка... Капает с подбородка...

Вот Фродо стоит на берегу реки. Переживает, плачет... Грустная музыка громко играет, как бы объясняя его печаль... А через три минуты экранного времени к Фродо в лодку попадает его толстый дружок. Фродо радуется, что толстый дружок не бросил его. Снова переживает, плачет. Толстый дружок тоже плачет. Все плачут.

Как, должно быть, милы толкиенистам эти затяжные пяти-десятиминутные сцены душераздирающих переживаний с кружащейся вокруг страдающих героев камерой и надрывная музыка, звучащая практически без перерыва весь фильм!..

К середине ленты пафос достигает такого накала, что герои вместо «чтобы» начинают говорить «ибо».

-- Идите к королеве, ибо она ждет вас!

На четвертом «ибо» уже потихоньку звереешь...

...Зато теперь у нас в семье любимое слово «ибо». Когда кто-то начинает любую вполне нейтральную фразу, другой ее немедленно продолжает, интонационно выделяя первое слово.

- У Юры крыса часто залезает в карман и засыпает там...

- ...ИБО грызуны любят жить в норах!

- Мам, дай мне конфету...

- ...ИБО все дети любят сладкое!

- Пошли в следующие выходные в кино...

- ИБО нам не хватило этого удовольствия в прошлые!

журнал "Огонек" №9 2002г.


Сайт создан в системе uCoz