Между шкворнем и инжектором

Что лучше – новые «Жигули» или старая иномарка? Для хорошего автомастера – вопрос решенный

Ваник (Ваня) Кочарян работает в частной ремонтной мастерской. Это один из тех чудесных слесарей, у которых автомобили чинятся быстрее и дешевле, чем в спецсервис-центрах. Он и жестянщик, и электрик, может разобрать и собрать движок и вообще сделать из твоего рыдвана конфетку. Начинал он много лет назад в Группе советских войск в Германии. В немецком Вюнсдорфе был целый гараж на 140 машин, а расхлебывать последствия лихачества и нерадивости армейских шоферов приходилось одному Ванику.

Ты хочешь, чтобы я сравнивал! Ну, слушай. Приезжает тут ко мне один бедолага на новенькой «десятке», только что из салона. Весь в инее, борода в сосульках: «Вань, помоги! Замерзаю!» Мороз под 30, а печка не работает. И что мне с ним делать – машина ведь на гарантии, я не имею права никуда лезть! А в гарантийном сервисе такая очередь, что печку хорошо если к августу отремонтируют. Скажи мне, как может с завода выходить машина с неисправной печкой, тем более зимой?

А неделю назад приехал ко мне знакомый на новенькой «пятерке», где приборный щиток вообще не освещен, в салоне полная темнота. Разобрал щиток наполовину, залез в гущу проводов и нашел-таки реостат, с помощью которого подсвечиваешь приборы... Вернее, корпус реостата, без начинки.

Вообще понять, что чаще всего летит в новых машинах, невозможно. Сегодня отказал бензонасос, завтра заело кран печки, послезавтра накрылась шаровая опора. А в очереди на гарантию ты будешь сегодня 200-м, а завтра 500-м. Вот скажи, почему они цены все время поднимают? За полгода почти наполовину, и на запчасти тоже. Ладно, поднимаете цены, так расширяйте свой сервис. Обучите людей, ну хоть как-то о качестве подумайте. В начале 70-х в снегопады на станции на буксире притаскивали одну за одной вставшие вдруг на дороге «копейки». Колпачок на бобине был хиленький, снег просачивался между капотом и крылом, намокал на резинке, и искра «уходила». Так уже весной завод начал ставить усиленные колпачки на бобины, а потом и саму бобину перенес подальше от влаги. Вот и смотри – 30 лет назад о марке заботились, а сейчас всем все по фигу.

Теперь возьмем иномарку и сравним. Сначала свежую. Ты знаешь, что новые машины у нас практически не ремонтируются? В том смысле, что ничего не надо ремонтировать. У иномарки каждая деталь имеет свой рабочий цикл. Если машина вышла с завода, значит, шаровые должны проходить столько-то, бензонасос – столько-то, стартер – столько-то (даже если его включает женщина). После конвейера в иномарке не надо ничего подтягивать, никакой предпродажной подготовки не надо делать: там до своей метки затянуты любая гайка, любой болт, и каждая деталь стоит на своем месте. Наши машины выходят – куда ключ ни вставишь, на 2–3 оборота подтягиваешь. То провода болтаются, то приборный щиток шатается, то дверь скрипит, то замки заедают. То есть нашу машину по уму лучше бы разобрать «догола» и своими руками снова собрать, чтобы на какой-то определенный срок хотя бы об этом забыть.

Теперь возьмем изношенную иномарку. Эксплуатация даже «семилетки» обойдется гораздо дешевле жигулевской. Во-первых, если ее пригнали только что, значит, она с техосмотром, значит, все в ней работает нормально. И рулевое, и движок, и уровень СО, и краска. Даже с недавней химчисткой салона. Тут приятель Саша поехал для жены иномарку выбирать и за 5000 долларов купил «Хонду». Восемь лет, а какая машина! Как будто никто никогда в ней не сидел. Старая ухоженная иномарка может жить даже в московских условиях с солью и химией три года – я имею в виду кузов. А наши новенькие «Жигули» ржавеют уже на второй год. Иномарки окрашивают обычной акриловой краской, самой дешевой. Без всякой грунтовки. Никакого антикора нет, не намазано, гудрона нет. Как сверху покрашено, так и снизу. Рихтуешь – и порядок. А с нашими возни полным-полно. Только 2–3 часа нужно, чтобы мазут снять (от которого пользы никакой), а под мазутом уже влага свое дело сделала. Вскрой любую иномарку – никаких глупостей, мовилей там, шмовилей, металл чистый, ну разве что кое-где заводской герметик. И почему это не ржавеет? Можно, конечно, говорить, что там, у них, нет соли, зимы, химикатов, но иномарки и здесь ездят, и не ржавеют. Вон видишь, на подъемнике висит «Фиат Уно» 92-го года. Пять лет в Москве. Металл без единой коростинки, никакой ржавчины. В чем дело: в технологическом процессе или в том, что не мажут этим мовильным говном? Все очень просто – металл чище. А у нас в Тольятти металл, из которого потом будут делать крылья, двери, капоты, – все эти заготовки валяются под открытым небом. И в металле еще до штамповки есть влага и коррозия.

Выгоднее брать 5-годовалые, 6-годовалые иномарки, чем наши новые авто. Если выбирать между новыми «Жигулями» и подержанной иномаркой, то по «уму» можно купить «Жигуля» и через 2 года его выкинуть, с тем чтобы купить новый. А я бы лично за эти же самые деньги (6–6,5 тыс. долларов) купил подержанную иномарку и ездил бы на ней не 4 года, а все 6. Да еще прибавь комфорт по сравнению с «Жигулями».

Что же касается того, какую иномарку выгоднее держать – «японку», «немку» или «шведку», я – за немецкую. Она надежнее. Да и как жестянщик скажу, что немецкую машину, коли случится авария, мне проще отремонтировать. У японцев сложнее конфигурации деталей – в одном крыле могут быть 2–3 сложных излома. Немецкая удобнее для рихтовки. Иномарку труднее ремонтировать в моторном отсеке: там много всего напичкано. Но во всем остальном гораздо легче, чем, скажем, «Волгу». Особенно переднюю подвеску. У «Волги», чтобы поменять втулки на рычагах, специальные приспособления нужны. У меня, профессионала, они есть, а без кувалды все равно не обойдешься. Я уже не говорю, что хозяину нужно это будет потом раз в неделю шприцевать. В какой другой стране есть машина, которую до сих пор нужно шприцевать еженедельно! В «Волге» передок один в один со старой, ничего не изменилось за десятилетия. Один и тот же шкворень. Правда, сейчас поставили гидроусилитель. Все узлы остались те же самые, рессоры те же, что и 30 лет назад. Амортизаторы, втулки – никаких изменений в ходовой части. Конфигурации двери те же самые. Я первую «Волгу» получил в 72-м году в Горках для секретаря райкома – 24-ю, 2-й выпуск. Теперь возьмем последние выпуски «Волг-3110». Если снимем крылья (двери оставляем), капот, багажник и два задних крыла, мы получим тот самый каркас той самой «Волги», которую я получил в 72-м году. Так что мы не идем никуда вперед, мы остались в середине прошлого века. «Девятку» как начали делать двадцать лет назад, так до сих пор и выпускают в том же самом виде, разве что мотор иногда с инжектором. Любая иномарка, даже новая, через два месяца чуть-чуть устареет: на заводе пойдут иные модификации. Где у нас хоть в одной машине есть подушка безопасности? Вьетнамцы и то ставят подушки.

По мне, так даже совсем старую иномарку купи, ну год-полтора на ней поезди и выброси, но хоть кайф получишь.

Монолог записал Сергей Авдеенко

02.02.02

"Еженедельный журнал" №4

 

 

 

 

Сайт создан в системе uCoz