Эстетические отношения искусства к действительности
Лев Рубинштейн
Я вообще-то никогда не опаздываю. В этот раз я опоздал на важную встречу, ибо проехал на метро целых две остановки. А проехал я на метро две остановки, потому что намертво прилип левым ухом к чужому разговору. Беседовали две девушки, беседовали напряженно и вдохновенно, и беседовали они вовсе не о том, о чем обычно и что подслушивать вроде бы нехорошо. Но это был разговор об искусстве, а об искусстве в метро говорят нечасто. К тому же разговор этот затронул столь важные для современного искусства аспекты - а именно непростые взаимоотношения последнего с бездушным и всепобеждающим рынком, - что и опоздание не такой уж и грех, каковым я сам привык его считать.
Встреча все же состоялась, в качестве оправдания мне пришлось пересказать столь поразивший меня диалог, причина опоздания была сочтена более чем уважительной, я был прощен.
Не будем рассуждать без толку. Слушайте.
- Люсь, короче, зря ты, по-моему...
- А че зря-то, Вер? Че зря-то?
- Ну, не знаю, Люсь. Все-таки это... Четыре года все-таки... Талант, там, и вообще...
- Ой, ладно - талант! Ты, Вер, скажешь...
- Б-блин! Толкаются, козлы! Я что хочу сказать-то? Я говорю, а что, не талант? Как ты рисовала... Я бы никогда, хоть десять лет...
- Да че рисовала-то? Толку-то?
- А че толку, Люсь? Талант все-таки...
- Щас какая станция-то? Не проеду? Да не толкайтесь вы, мужчина! Госссподи! Короче, Люсь, я бы училась, если бы талант, как у тебя... Бросишь, а потом
жалеть...
- А толку, Вер?
- А вот ты Малевича знаешь?
- Малевича?
- Малевича. Художник такой. Был мудак мудаком. Потом взял и черный квадрат нарисовал. Вроде херня, а ...
- А зачем это?
- Да ты слушай. Нарисовал просто черный квадрат, и на этой параше такого бабла заработал, что нам с тобой, Люсь...
- Да ладно...
- Чего ладно? Я читала. А у тебя, Люсь, талант, короче... Учись...
Учись, Люсь, учись.
журнал "Итоги", №13 (251), 3 апреля 2001