предыдуща¤ часть текста

Вероятно, можно было бы со спокойным сердцем закрыть тему, - дело-то прошлое, Ч если бы на заботливо подобранных произведениях русских и советских классиков не взращивались бы несколько поколений граждан советского (а потом уже и постсоветского) государства. А коллективное бессознательное не умирает в один миг. И еще потому, что сейчас, как часто у нас бывает, намечается обратная тенденция, обратный откат - не появятся ли у нас в школьных программах столь же экспансивные описания ужасов сталинизма и тоталитаризма?

Кстати говоря, исследователи уже отмечали роль комплекса вины в воспитании "бывшего советского человека" - скажем, учебники для начальной школы конца 40-х предлагали "маленькому человеку массу ситуаций, в которых он чувствует себя виноватым. Человек постоянно ощущает давление разнонаправленных ценностей. Что правильнее: дать или не дать товарищу пионерский галстук, (что) выше - чувство товарищества или святость галстука? <...> Ничто, кажется, не спасает от губительного шага, так тонка грань, отделяющая от греха" [18, с. 45]. Иными словами, вина за намерения, за несуществующие, гипотетические проступки культивировалась еще в начальной школе.

Комплекс вины - весьма удобная для манипуляций штука. Тем более если эта вина постоянно навязывается, но не формулируется. Размазана по всему бытию, ибо нормальное бытие, т.е. быт, уже есть преступление (вспомним пламенный призыв Маяковского свернуть головы канарейкам). Но нормальный человек инстинктивно игнорирует идиотские слоганы. Значит, норму нужно подменить психопатологией. Изменить сознание, взрастив (или проявив) в нем доселе скрытые и не лучшие личностные задатки, которых и впрямь можно стыдиться. Не взращиванием ли глубокого, подавленного комплекса вины и занималась - под видом просвещения -наша отечественная идеология в лице ее педагогики? Не выпускала ли в свет декомпенсированных невротиков - поколение за поколением? Чтобы в урочный момент канализировать этот невроз, направить его в потребное русло или укрепить ценность того единственного критерия, по которому необходимо выверять любой свой поступок.

Согласно тому же горьковскому воззванию, обыденная жизнь - удел того, кого наши идеологи именовали "мещанином", - превращается в нечто преступное (он еще ничего ни сделал, но в любой момент может...), постыдное (ползет, гниет и разлагается). Мещанин, обыватель, - в сущности, нормальный, средний, этически и психически скомпенсированный человек, - превращается усилиями пропаганды в хтоническое змееподобное чудовище, в ходячий труп. Нормы следует стыдиться -против нее борется вся Эпоха. В лице ее литературы.

Воспитание стыдом?

На всю жизнь я запомнила то, почти нескрываемое удовольствие, с которым зачитывала наша преподавательница по русской литературе отрывок из "Поднятой целины" Шолохова - о том, как убивали бедняка Хопрова. И дойдя до особенно острого момента, поднимала учеников, заставляя их продолжать. Возможно, я бы и приписала склонность к подобного рода странным развлечениям лично нашей наставнице, если бы примерно то же самое не проделала на уроке украинской литературы (дело было в Одессе) совсем другая женщина, по очереди поднимая тихих еврейских мальчиков и девочек зачитывать вслух отрывок из "Гайдамаков" Т. Шевченко, тот, где погромщики издеваются над несчастным шинкарем Лейбой. Ничего другого, достойного декламации, у великого украинского поэта, видимо, не нашлось. Добавлю - в отличие от бесстрашных коммунистов, шинкарь Лейба издевательств над собой и своей семьей не выдержал и кого-то там заложил... что, естественно, послужило дополнительным источником вины и стыда для определенной части класса.

Так что эта статья - своего рода выношенная, взлелеянная месть. Запоздалый, трусливый ответ любителям художественных пыток, скрывающимся под личиной составителей методических пособий.

Господи, да неужели они Ч кто бы они ни были, эти ловцы душ, эти бойцы невидимого фронта, - столь иезуитски хитры? Или все эти манипуляции с неокрепшей детской психикой осуществлялись совершенно бессознательно и именно потому безошибочно? И все же у меня есть смутное подозрение, что планы эти, как бы ни вовлекались в них полувменяемые женщины с дипломами "филологов и преподавателей русской литературы" и психологией торжествующих неудачниц, все же терпели крах в зародыше. Не из-за бунтарства и инакомыслия учеников (хотя я знала мальчика, которому грозили исключением из школы за то, что он отказался декламировать перед классом унизительный шевченковский отрывок - не в нашей школе, в другой... что лишь свидетельствует о размахе происходившего). А все по причине той же здоровой, столь ненавидимой идеологией, обывательской компоненты, присутствующей в каждом нормальном человеке - из-за естественного отвращения к унылым однообразным мерзостям, хлынувшим со страниц школьной хрестоматии. Как знать, не являются ли знаменитые жемчужины черного юмора типа "дети в подвале играли в гестапо - зверски замучен сантехник Потапов" естественной психологической защитой от нравоучительного мартиролога? Или дело обстоит еще проще - ведь, в сущности, тех, кто в школе до конца и с удовольствием осилил "Молодую гвардию" и "Поднятую целину", были единицы. Во всяком случае на последней странице "Как закалялась сталь", Ч книгу я заказала в районной библиотеке, Ч неразвитым детским почерком было приписано: "кто прочитает эту книгу, тот пусть считает себя полным уродом". А ниже, уже другим почерком, но тоже детским -"да, ты прав!".

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гоголь Н.В. Избранные сочинения. М., 1985.

2. Николаев ПА. Художественные открытия Гоголя // Гоголь Н.В. Избранные сочинения. МД 1985.

3. Шолохов М. Поднятая целина. М., 1981.

4. Фадеев А. Разгром. Молодая гвардия. М., 1979.

5. Бойко М. Формирование марксистско-ленинского мировоззрения учащихся в процессе изучения литературы. Киев, 1981.

6. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 9.

7. Русская советская литература. Учебник для 11 класса средней школы. М., 1989.

8. Идейно-нравственное воспитание учащейся молодежи в процессе преподавания литературы (в помощь учителю средней школы). Новгород, 1979.

9. Горький М. Собрание сочинений в 30 т. М., 1949-1955. Т. 24.

10. Маркиз де Сад. Жюстина, или Несчастная судьба добродетели. Петрозаводск, 1992.

11. Маркиз де Сад. Жюстина. Шахты, 1993.

12. Выготский П. Психология искусства. М., 1986.

13. Фрейд 3. Три очерка по теории сексуальности // Фрейд 3. Психология бессознательного. М.,1989.

14. Фон Захер-Мазох Л. Венера в мехах // Фон Захер-Мазох Л. Наслаждение в боли. М., 1999.

15. Фрейд 3. Ребенка бьют // Фон Захер-Мазох Л. Наслаждение в боли. М., 1999.

16. Фадеев А. О литературе. М., 1982.

17. Маркиз де Сад. Философия в будуаре. М., 1992.

18. Шведов С. Уроки букваря // Знание - сила, 1991. № 1.

 

© М. Галина,2000

 

Г а л и н а Мария Семеновна - кандидат биологических наук, писатель, журналист.

в раздел тексты

на основную страницу

Сайт создан в системе uCoz